Бизнес-модель авиакомпании-дискаунтера используется в Европе часто (думаю, что в Штатах тоже, но не была, не следила, посему не скажу - на ум кроме кейсов про Southwest ничего не приходит, и то я не уверена, что это дискаунтер чистой воды, хотя где-то на задворках сознания есть воспоминания, что именно с них все началось). В России Скай стал первым дискаунтером, сейчас присоединилась Авианова.
Маркетинговая суть модели - используя лидерство по издержкам (стандартный авиапарк, новые самолеты (чтобы экономить на обслуживании и ремонте, электронная регистрация), отработанные процедуры, минимальное обслуживание на борту) переманить часть потребителей наземного транспорта на средних расстояниях (на коротких смысла нет тратить время на аэропорт, на длинных нужен комфорт и у пассажира меньше чувствительность по цене). Все дополнительные услуги за отдельную (и высокую!) плату - выписка бланков билетов (актуально для командировочных для отчетности), питание, иногда даже багаж. Рекламная кампания агрессивная, широко используется интернет (прежде всего для заказов билетов - снижает издержки). Вкратце так.
Посмотрим теперь на Скай-Экспресс.
Целевой сегмент: пересечение пользователей интернета и пользователей поездов на средние расстояния. Акцент на молодежь если и есть, то только во время акций. Командировочные - да.
Позиционирование. УТП - стандартное для дискаунтера: низкие цены за разумный сервис, скорость (быстрее, чем поезд), удобно для пассажира.
Продукт/Услуга - перевозка чистой воды + багаж. Думаю, русские не поймут, как это можно брать плату за стандартную норму багажа. Билет можно распечатать с сайта и на этом остановиться. Есть функция печати бланка билета, но она платная.
Дополнительные услуги:
Страховка от переноса/задержки рейса - автоматически включается при заказе билета, но можно отменить. Персональная страховка тоже включается автоматически, тоже можно отменить. Под автоматическим включением я имею в виду, что эти две позиции отмечены галками к заказу в листе предложений на втором шаге оформления заказа. Можно, разумеется, отменить, но часть пользователей "пролетает" эти пункты, не заметив. Либо не против заплатить за них. Страховкой отмены снимается негатив по поводу возможных задержек.
Питание на борту. Три варианта - никакое (не включено по умолчанию), экспресс-кафе (сэндвичи, напитки, горячее быстрого приготовления, соки, сладкое, алкоголь) по высоким ценам (но не выше, чем в аэропорту) и ланчбокс (можно заказать заранее). Так вот, ланчбокс - это вообще маркетинговый шедевр.
а) Содержимое адекватно стоимости - семга, нарезка, сыр, чай-кофе, хлеб, булочка, пластиковые приборы, вафли, помидоры. Ощущение, что я получаю меньше за свои деньги не приходит. Действительно вкусно. Но! Нет холодных напитков. В принципе, внутреннего протеста у меня это не вызывает - я без них проживу. Но если я захочу - мне предложат в экспресс-кафе. Разумеется, по завышенным ценам.
б) Упаковка - картонная коробка. Откидываешь крышку - на ней реклама. Пока Скай-Экспресса, но сбоку есть телефон для желающих разместить свою. Реклама мне нравится - стильный ненавязчивый дизайн. Глаз не режет.
в) Стоимость ланчбокса не отражается отдельной строкой при выписке бланка билета, а значит, командировочные с удовольствием включат эту услугу, если бюджет позволит.
Кстати, в меню указано, что стакан воды предложат бесплатно по первому требованию. И это радует. Типа заботятся о тех, кому надо таблетки выпить.
Партнерские программы С аэроэкспрессом (билет на 20 рублей дешевле), с банком (кредитная карта Тинькофф + программа лояльности), с отелями и арендой автомобилей. Очень разумный набор, хотя Тинькоффа я не люблю.
Бесплатный бортовой журнал - с моей точки зрения, от него можно отказаться. На коротких рейсах погоду не сделает, не несет рекламных функций почти, не критичен для клиента.
Цена Формируется из стандартного платежа и топливного сбора, а также стоимости дополнительных услуг. Рекламируется, разумеется, только стандартный платеж (500, 1000 рублей - привлекает внимание). Разочаровывает топливный сбор всегда. НАпример, в Ростов-на-Дону стандартный платеж 1000 рублей, топливный сбор 1300. Как командировочный я, возможно, все равно полечу, раз настроилась на самолет, но могу и отказаться - стоимость билета не соответствует сформированным в рекламе ожиданиям плюс я могу лажануться и презентовать руководству билет за штуку в один конец, а на самом деле получится 2900, потому как для бухгалтерии еще надо выписать билет. Ну, и пожрать, чо.
Радуют варианты оплаты - во время заказа через сайт, в кассах, через терминалы оплаты, в магазинах, по картам предоплаты (органичены во времени действия, разумеется - нельзя же не наживаться на лохах, которые за полгода не соберутся полететь).
Коммуникации Интернет, возможно, ТВ (не смотрю), печатная реклама. Упор на УТП, цены в основном. Дизайн нравится, уже говорила. Есть система сувенирки - футболки, паззлы, пледы - можно купить на борту. Визитки на кассах тоже плюс. В общем, нормальная такая система коммуникаций. Полагаю, есть программы с агентствами по распространению. Очень порадовал юмор на борту при объявлении.
Рейсы авиакомпании "СкайЭкспресс" некурящие. Мы все помним, что капля никотина убивает лошадь, поэтому лошадь не курит и путешествует в багажном отделении. Из солидарности с животным просим воздержаться от курения.
Бонус. В целом все реализовано грамотно. И печатные материалы, и коммуникации, и набор услуг. Услуги-завлекалочки в рамках "дешевого" УТП плюс премиальные дополнительные услуги - все это хорошо. Одна типичная русская проблема: персонал. Ну нет в крови у стюардесс внимания к деталям. Формально все ок - макияжик, улыбочка, процедуры стандартные. Но постоянно возникает ощущение (я маньяк деталей, да), что где-то не дотягивает - убеждение неестесственное чуточку, прошли перед полетом, но не убедились, что все пристегнуты и весь багаж на полках или внизу. Чуууууууточку не дотянули, чууууууточку. Нет ощущения, что все просто АХ! А между тем, персонал для дискаунтера - самый главный актив. Если мы урезаемся в сервисе по-максимуму, то остается то, что может дать чисто человеческое отношения. А это уже не тиражируется.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий