22 авг. 2010 г.

судоку



С судоку я вожусь периодически с третьего семестра ИЕ - там эксцентричная преподша по стратменеджменту 2 в них была влюблена, нам пилила мозг про метафору судоку и сказала, что на экзамене мы все будем решать один несложный и объяснять свое видение этой метафоры. И с тех пор я брала бесплатные газеты и решала в них бесплатные судоку - как минимум 20 minutos y Que печатали по две штуки в день. Типа тренировались. А метафора, меж тем, оказалась гораздо многограннее, чем виделось на первый взгляд.

Что такое судоку? 9 квадратов по 9 клеток. И известное правило - в каждом маленьком квадрате и в каждой строке каждая цифра может встретиться 1 раз. Все. Дальше каждый вырабатывает практические правила, чтобы быстро решать. И все. Когда я начала, справлялась только с самыми простыми - на внимательность. Просматриваешь только проблему в комплексе - чтобы и в квадрате, и в строке цифры не повторялись, выбиваешь цифры, которые не могут стоять и вся наука. Срабатывает на самых простых судоку - там много цифр в других квадратах, есть подсказки. И все.

Потом был черед второго эмпирического правила, которое позволило мне решать более сложные судоку. Когда ты "пробиваешь" одну и ту же цифру в ряду квадратов по горизонтали или по вертикали - не обязательно смотреть на все цифры, можно смотреть только на "свою", ту, которую ты разрабатываешь сейчас. Это не всегда можно применить, но когда можно - дает чудесные результаты. Правило вывелось решением туевой хучи судоку, чисто руки заметили. Я стала решать судоку 3-4 уровня (из 6).

Но вот забавно, когда доступных цифр стало меньше, известные правила перестали помогать - слишком мало цифр было доступно. Я как-то расписала все вероятные варианты - и не было ни одной однозначной клетки. Это был уровень 5, там я научилась делать предположения в клетке с двумя вариантами - выбираешь один вариант и смотришь, нет ли противоречий. Практически никогда противоречий не было, я как-то решила проверить противоположный вариант - и ура, он тоже сошелся в судоку, правда, другого варианта. Ну да ладно, правила выполнены - и ура.

Но как-то мне попалась такая сложная "пятерочка", что даже с вариантами оставалось ну очень много предположений. Я просидела над ней пару часов - давно со мной такого не было. И тут я заметила одну закономерность, проверила на уже решенных судоку - и вуаля. Когда практически нет заполненных цифр, свобода решения огромная. Можно творить все, что угодно, главное - не противоречить самой себе. Иногда я заигрывалась и делала ну очень досадные ошибки, но в конечном счете всегда могла поймать ошибку и все исправить.

Сейчас на решение самого сложного судоку у меня уходит совсем мало времени - последнее открытое практическое правило сняло всю интригу. Там слишком много свободы - найти решение, удовлетворяющее самому первому правилу чрезвычайно просто.

Но самое интересное - в более простых судоку это правило не срабатывает - там слишком много других открытых цифр, чтобы вольно с ними обращаться и делать то, что тебе хочется. Я сейчас проверила - в простых вариантах приходится пользоваться первыми тремя эмпирическими правилами.

Вообще, классическое судоку имеет только одно решение. Не уверена, но, кажется, именно так. Компьютерно сгеренированные варианты отличаются большей простотой, поэтому позволяю симметричные варианты.

А метафора с бизнесом получается вообще чудесной. Каждый, правда, увидит свое, но как вариант: чем сильнее очерчены правила и на рынке много игроков, тем четче этим правилам придется следовать. На проработанных рынках есть небольшие ниши, позволяющие большую свободу, однако не факт, что эти рынки существуют и что этой свободы достаточно для амбиций игрока. Чем меньше определенность, тем больше приходится полагаться на интуитивные правила, пусть решение будет в этом случае проще, но будет отвечать первоначальной формулировке задач (на "пустом" рынке даже несложные маркетинговые манипуляции дадут эффект, деньги можно будет заработать, пусть и сам принцип привлечения клиента будет примитивен). Логика действий на жестко регулируемом рынке и на более свободном - совершенно различна. На свободном можно применять более простые решения - очевидно, но из-за некоторой маркетинговой инерции не всегда этому правилу следуют. Ну, и "открыть" "новое правило" судоку я смогла только тогда, когда обратилась к решению более сложных задач, в простых вариантах мне это вовсе не было нужно. Ну, и попытавшись применить правило более сложного судоку к простому, я потерпела неудачу - там изначальное решение было гораздо сложнее.

Можно сколь угодно раскрывать метафору. А можно просто насладиться процессом открытия новых знаний. Чем я и продолжу заниматься:)

1 комментарий:

market practical комментирует...

Здравствуйте Марина мне понравилось про судоку и маркетинг. Хотя я не представляю что такое судоку :) В плане чтоб представить -это нужно попробовать...Но логика красивая, смысл уловился.

Коллега :)