23 мар. 2010 г.

Удивительная концентрация

Рядом с моим домом третий год идет бурное строительство. Домики частного сектора снесли, вместо них вырос большой комплекс непосредственно перед моим домом и несколько новых строений рядом с дорогой, которой я хожу к остановке, чтобы доехать до работы. В цокольном и первом этажах всех новых строений есть нежилые помещения. И они начали заполняться.

Сначала я обрадовалась продуктовому и одежному магазинам. Потом появился Никс – магазин компьютерной техники. В принципе, место «прикормленное», рядом есть местный магазин, торгующий компьютерами и комплектующими в торговом центре – поток народа обеспечен, а Никс возьмет репутацией и ценой.

Но дальше началось невообразимое. На территории 500 квадратных метров в новых нежилых строениях открылись 3 новых магазина штор. Притом в торговом центре есть бутик, который предоставляет услуги подбора и пошива штор, выбора и установки жалюзей. Да, он не рекламируется в нашем районе, расположен внутри торгового центра, но жители о нем знают – из любопытства или в морозы погреться народ заходит в центр.

Первый магазин был для меня загадкой – кажется, я еще ни разу не видела его открытым, но могу ошибаться – в рабочее время я дома почти не бываю. Второй магазин я точно не видела открытым, но огромная вывеска уже есть. Третий магазин закончил ремонт и уже открыл свои двери для посетителей, но наплыва народа почему-то не видно. При этом все магазины одинаково пассивны в привлечении клиентов – нет ни рекламы в локальных изданиях, ни специальных предложений, ни листовок по близлежащим домам. Все три новых магазина открылись последовательно, когда о предыдущих уже было известно. По крайней мере, на уровне вывески. Зачем району 4 магазина со шторами – непонятно.

Ну да ладно. Шторы меня просто умиляли. Ну, есть у людей деньги, пусть вкладывают. Пролетят – ну их дело. Пару раз порывалась написать, но не такой уж повод. Иду сегодня. Вижу – в 30 метрах от Никса открылся Электрошок. На 30 квадратных метрах три магазина электротехники.

То ли фантазии у людей нет, то ли уверены, что смогут победить конкурентов.
Это в отельном бизнесе концентрация работает на всех участников. В аптечном, пожалуй, тоже. А вот в бизнесе штор или компьютерной техники похоже на глупость.

5 комментариев:

Илья Весенний комментирует...

Да, я тоже всегда удивляюсь неожиданной концентрированности однотипных магазинов... Досаднее всего, что они не открываются там, где в самом деле нужны. Такое ощущение, что работать без конкурентов им не очень интересно :)

FYI: Небольшая несогласованность в тексте - "открылись 3 новых магазинов штор" (я думаю, должно быть "магазина").

Unknown комментирует...

Марина, твоя статья вдохновила меня на написание статьи на схожую тему :) "Место, место и еще раз место"

Marina комментирует...

Илья, такое ощущение, что они без конкурентов боятся работать:)
И спасибо за корректировку, исправила.

Жень, прочитала, ага. Согласна абсолютно.

Leo Z. комментирует...

Марина, тема на самом деле интересная. Как и Евгения (Marketing-Scout), тема подвигла меня на дальнейшие размышления, в первую очередь "за" концентрацию. Если интересно, вот тут: http://zaplatnikov.blogspot.com/2010/04/blog-post.html

Кстати, в Питере, если не ошибаюсь, есть одна площадь, на которой сразу 5-6 магазинов электроники. А еще есть улица, на которой мы с друзьями как-то насчитали 9 магазинов обуви за 200 метров пути.

То же самое с крупными торговыми сетями электроники. Иногда концентрация не отталкивает клиентов к конкуренту, а привликает новых, ведь шторы ты наверняка пойдешь выбирать именно в новый ТЦ))

Marina комментирует...

Леонид, по поводу обувных магазинов я все же соглашусь, что несколько магазинов лучше, чем одиноко стоящий - не найдется в одном, найдется в другом, марки/колодки/размеры/выбор все же у магазинов отличается, даже если сегмент один. Но шторы! Все эти точки работают в одном сегменте - низшем ценовом, поэтому выбор примерно одинаков. Да и поток и качество посетителей не такие, чтобы ставить несколько магазинов.