2 апр. 2010 г.

ожидания, реакция и вирусный маркетинг

В последнее время запрещаю себе (дада, на таком уровне) писать на тему "Ну почему люди такие...". В общем-то, люди такие, какие они есть, это я строю о них ожидания, которые не всегда оправдываются (удивительно, да?).

А какие-такие эти люди?
Например, я знаю, что я умная девочка с опытом в маркетинге, коммуникациях. Вчера мне присылают ссылку на женский форум*, где обсуждается проблема с куклой БебиБорн. Почитала, посмеялась. Сегодня в твиттере вижу сообщение от другой умной девочки, которая вопрошает, а не есть ли это вирусный маркетинг? Задумываюсь. Отсылаю ссылку коллеге-маркетологу. Моментального ответа нет (удивительно, да?). Делаю твит со ссылкой. Моментального ответа нет (тут чуть более удивительно, хотя 140 фолловеров - не огромная цифра, чтобы ждать моментального ответа). И, наконец, решают запостить в проф. сообщество**.

Пощу, как есть. О том, что задумалась. Что с одной стороны похоже на мем, с другой стороны, похоже на вирус. Но вирус интересный - в качестве зацепки выбирается проблема.

И что?
Первый же комментарий (ответ тут более быстрый, удивительно, да?) обвиняет меня в том, что я склонна видеть маркетинг там, где его может и не быть (удивительно, да?), хотя я об этом именно и писала.
Третий комментарий обвиняет меня в троллинге. Ну, у каждого своя перспектива (удивительно, да?)

В общем, для себя делаю следующие выводы.
1. Ожидать чего-то от людей на свой страх и риск. И раз я не могу не строить ожиданий, то пора строить ожидания, что ожидания не обязательно оправдываются.
2. Закон Мерфи: даже если вы уверены, что сформулировали так, что невозможно трактовать неверно, найдется человек, который поймет неверно, никто не отменял.
3. Вероятность того, в некотором сообществе тебя сразу поймут правильно, как минимум, невелика.
4. Хочешь, чтобы разрыв ожиданий с реальностью сводился к минимуму, ожидай от тех людей, которых ты знаешь в тех сферах о которых ты знаешь.
5. Степень проработки коммуникации и остроты реакции должна быть в прямой зависимости от важности события (темы, решения, действия).

* Ссылка на информационный повод: http://eva.ru/jsf/forum/print-all.jsp?topicId=2229581
**Ссылка на конференцию: http://professionali.ru/Topic/20793190.

2 комментария:

Unknown комментирует...

Марина, эта тема с беби борн обладает всеми свойствами потенциального вируса: и проблема актуальная (такие куклы есть у многих), и бренд известный, и четкая целевая аудитория, и искренний интерес, и элемент развлечения, и хорошие распространители, и среда для распространения (т.е. форум).

Здесь только не хватает представителей компании-производителя. В идеале производитель игрушки мог бы сделать видео-туториал, как решить такую проблему, выложить его на ютубе, а ссылку поместить на форуме. И при этом еще и пообщаться с автором топика и помочь ей решить проблему.

А что касается коммуникаций между людьми, непонимание встречается очень часто. Здесь на самом деле надо просто прояснять, задавать уточняющие вопросы. А так люди обычно выхватывает какой-то фрагмент сообщения и трактуют его по-своему. Причем часто не в лучшую сторону. В общем, надо просто стараться прояснить, что имел в виду собеседник.

Также проблемы в коммуникации возникают из-за того, что человек общается не по принципу "Я-ТЫ", а по принципу "Я-Я". Задавая вопрос, человек часто ожидает, что ответ может быть такой-то, и просто ожидает некоего подтверждения. Это "Я-Я". Просто надо перестроиться на принцип "Я-ТЫ" :)

Marina комментирует...

Жень, я вот тоже склонна думать, что вирусный эффект тут незапланированный, слишком уж негативный повод, да и, действительно, заказчика не видно.

По поводу коммуникаций - согласна, когда речь идет о случае, важном для участников коммуникаций. В остальных случаях можно не заморачиваться. Пример - когда меня обвинили в троллинге в ветке сайта, первое желание было доказать, что я в белом пальто отдельно ото всех. Можно долго и нудно объяснять людям проблемы коммуникаций, но здесь достаточно было отрезать разок - и все ок. Потом резать было уже проще:))))