26 февр. 2011 г.

маркетинг в душе

Смотрю на книжки разные про истории маркетинговые, смотрю на то, как мой любимый Swix награждает золотыми куртками победителей лыжных гонок (а потом эти куртки выставят на аукционе и все деньги пойдут на благотворительность по выбору спортсменов), смотрю на стопку маркетинговой литературы и понимаю.

Великие маркетинговые стратегии не в книжках. Они не в схемах и вообще. Они в душе, в уме и сердце тех, кто делает любимое дело. Я не отрицаю важность книжек, ничуть. Чтобы думать в нужном направлении, нужно настроить голову. Все люди изначально, в детстве, способны видеть, как сделать сказку в реальности. И многие люди эту способность теряют. С воспитанием, по жизни, сталкиваясь людьми, событиями, препятствиями.

Я вот умею сделать правильный маркетинг. Эдакую базу. Я могу гарантировать своим клиентам настроенные маркетинговые процессы - научить тех, кто не видит этого в людях, видеть это в цифрах, видеть это с помощью опросов, видеть это с помощью анализа. Но когда я берусь за задачу сама, мне цифры не нужны. Да, мне нужен аналитик, чтобы рассказал о том, где я нахожусь сейчас и показал, куда я приду. Но то, что происходит в процессе придумывания мероприятия, приятностей для клиента, то, что мы будем с ними делать - это иногда и для меня загадка.

Раньше я не могла это объяснить начальнику - ну как это так, смотрела-смотрела - и высмотрела. Вопрос "А почему это так?" меня выбивал из колеи. Хотя бы потому, что ответ "А почему бы и нет?" или "А потому что" (технически, первый вариант - это вопрос) не срабатывал. Теперь я понимаю - цель вопроса начальства была вовсе не в том, чтобы понять, как я к этому пришла. Там была цель заставить меня доказать, что я не верблюд, показать мне свое место и пр. Ну да ладно, я не для этого пишу пост.

А для того, чтобы еще раз себе напомнить. Маркетинг - это здравый смысл и опыт. Много здравого смысла и опыта. Но еще и толика движения по душе. Здравым смыслом и опытом нужно руководствоваться, чтобы создать необходимый маркетинг, достаточный для поддержания бизнес-процессов. Чтобы был прорыв, нужно заглянуть чуть дальше книг, стратегий, правил. В душу потребителю. Не каждому конкретно (хотя и это можно сделать, разные рынки бывают), а в целом, образу потребителя как такового.

5 комментариев:

marketing-scout комментирует...

Марина, это называется профессионализм :) Рано или поздно практический опыт и полученные знания позволяют зачастую действовать по наитию. Для принятия решения требуется меньше времени, и некоторые операции в сознании протекают с такой скоростью, что их не замечаешь. Поэтому и кажется, что само собой в голову приходит. Но это на самом деле рост профессионализма. Так мне кажется :)

Marina комментирует...

Жень, привет. Уж слишком много всего скрывается под идеей "профессионализма". Умение структурно видеть зачастую те вещи, с которыми раньше я никогда не сталкивалась на практике - я об этом. Я могла об этом слышать - возможно, видеть пример в книжке - вероятнее всего, но вот сама никогда не делала - и тут раз - и вижу, и, главное - могу. Это профессионализм?:)

Я могу понять профессионализм - например, я несколько сезонов подряд занималась подготовкой коллекции одежды. Первый сезон сверялась с опытом предыдущих специалистов. Второй делала сама и училась на своих ошибках. Третий - "увидела" сложившуюся коллекцию сразу же, как были представлены все опции. Это да, профессионализм. А если при этом я никогда не выстраивала коммуникаций для потребителей, а тут раз - и из-под пера выходит сложившийся набор инструментов для продвижения - что как и с помощью чего нужно сказать? Это тоже профессионализм? Даже если я никогда к этому не имела отношение?

(пример теоретический чисто))))

marketing-scout комментирует...

Марина, думаю, что умение структурно видеть вещи - это результат профессионализма. Работая на разных рынках, с разными клиентами, с разными задачами, постепенно вырабатываешь свою систему и широкий взгляд на маркетинг. Формируется свой подход к решению новых задач. Даже если не знаешь решение, то зато есть опыт поиска решений новых задач. Система знаний и опыта подсказывает, что для поиска решения новой задачи нужно сделать определенные действия. Выполняя эти действия, доходишь до решения. Если техника поиска решения новых задач доведена до автоматизма, то кажется, что мысли приходят сами по себе.

Набор инструментов для коммуникаций существовал в твоем сознании. Ты об этих коммуникациях уже знала раньше. Читала, пробовала на практике, слышала о них. Появилась новая задача. Система знаний и опыта подсказала тебе, как идти к решению. Через некий алгоритм, доведенный до автоматизма. В итоге эти разрозненные коммуникационные инструменты сложились у тебя в единый набор, который лучше всего подошел для решения конкретной новой задачи.

Конечно, я здесь не учел еще две вещи - талант и интуицию. Они тоже помогают в поиске решений. Не всё можно свести к алгоритмам и технологиям. Возможно, что иногда полезно даже просто отключить свою систему знаний и опыта и включить интуицию. Ведь есть же предприниматели, которые, не имея маркетингового образования, тем не менее находят классные маркетинговые решения.

Идеальный вариант, когда профессионализм, талант и интуиция присутствуют в одном человеке. Взаимно дополняют друг друга. И синтез этих трех элементов в конечном итоге приводит к успешному маркетинговому результату, в том числе и для решения новых задач :)

Marina комментирует...

Вот тут согласна:) С небольшим расхождением по терминологии, в которое вдаваться лень, но согласна))

Антонина комментирует...

прямо бальзамом на душу иногда люди настолько углубляются в книги и веруют в тренинге, что все делают по шаблону ведомому лишь им самим, забывая о том, что чем человечнее они там больше они внушают доверие своим клиентам.